Снимаем красивый всплеск в бокале

Бокал

Много лет назад я увлекался фотографией. Одним из самых любимых направлений была съемка жидкостей в динамике. Суть такова, что при определенных условиях можно добиться полной “заморозки” жидкости на снимке. Подобный вид съемки широко используется в рекламной фотографии, но не только. Пожалуй самый известный снимок где был применен такой прием - это знаменитый “Прыжок” Сальвадора Дали. Говорят, что ассистентам пришлось больше 200 раз выплеснуть воду и подбросить котов пока Дали не устроил результат.

Сальвадор Дали

На тот момент в моём арсенале была камера Olympus C-750 UZ. Уже в то время она была достаточно устаревшей, но при этом обладала очень важной характеристикой - у неё был электронный затвор с выдержкой 1/1000 секунды! Неповсященному человеку этот факт мало что может сказать. Но он имеет решающее значение для съемки движущихся объектов в целом, и жидкости в частности.

Olympus C-750 UZ

Немного теории. Есть два основных типа затвора - механический и электронный. Механический затвор в момент съемки открывается для того чтобы свет мог попасть на плёнку или сенсор. После того как время экспозиции истекло затвор закрывается. Электронный же затвор название условное. На самом деле никакого затвора нет, просто матрица фотоаппарата преобразует световой поток в электрические сигналы ограничиваясь временем экспозиции. Возможности электронного затвора ограничены лишь характеристиками применяемых электронных компонентов и прошивкой фотоаппарата. Поэтому с таким типом затвора вполне реально получить выдержку 1/1000 и это далеко не предел. У механического затвора есть существенные ограничения связанные с особенностью его конструкции.

ЖК-экран фотоаппарата

Механические затворы бывают нескольких типов, но я расскажу о самом распространенном - шторно-щелевом. Он представляет из себя две шторки. Когда фотограф нажимает кнопку первая шторка открывается. Затем, после истечения времени экспозиции, вторая шторка закрывается. Так вот, в фотоаппаратах с механическим затвором честная выдержка составляет примерно 1/250 секунды. Это так называемая частота синхронизации вспышки. Что это означает? Это означает что самое предельное значение выдержки при котором затвор камеры будет полностью открыт составляет 1/250 секунды. При выдержке короче 1/250 первая шторка ещё не успела полностью открыться, а вторая уже начинает закрываться. И чем короче выдержка - тем меньше времени проходит между началом движения первой и второй шторки. При выдержке 1/5000 шторки открывают для прохождения светового потока лишь маленькую щель, которая двигается через весь кадр. Таким образом световой поток  в каждом участке снимка находится всего лишь 1/5000 секунды, но весь процесс всё равно занимает 1/250 секунды. Если использовать вспышку при выдержке короче 1/250 секунды то снимок будет освещен не полностью. Будет освещен лишь тот участок снимка, на котором находилась открытая щель образованная движущимися шторками в момент вспышки. Поэтому выдержка 1/250 секунды и называется частотой синхронизации вспышки - дальше уже нет смысла её использовать.

Принцип действия затвора

Какие выводы можно сделать из того что Вы сейчас прочитали? Для съемки жидкости нужна короткая выдержка. Минимум 1/1000 секунды. Но для съемки с такой выдержкой на фотоаппаратах с механическим затвором вспышку использовать нельзя. Получается тупик. И как быть?

Профессиональные фотографы используют для этого генераторы - источники, которые могут выдавать очень короткие импульсы света. При работе с ними техника съемки несколько другая. Время экспозиции задается длиной импульса генератора и уже не имеет никакого значения какая выдержка стоит на фотоаппарате, лишь бы не выше 1/250 секунды. Но генераторы достаточно дорогие и позволить их себе может не каждый профессионал. Что уж говорить о нас любителях. Остается два варианта. Первый - использовать фотоаппараты с электронным затвором. Этот вариант выбрал я. Второй вариант - можно проводить съемку на улице в солнечный день. Тогда можно использовать выдержку гораздо короче чем 1/1000 секунды даже на фотоаппаратах с механическим затвором.

С теорией покончено, теперь к самой технике съемки. Вы хотите сделать фотографию, на которой будет запечатлен красивый всплеск воды в бокале. И скорее всего, в отличии от Сальвадора Дали, у Вас нет армии ассистентов, поэтому всё придется делать самому. Я для этого придумал такой прием. На длинную доску с одной стороны нужно закрепить фотоаппарат, а с другой стороны бокал.

Конструкция для съемки

Дина доски выбирается в зависимости от фокусного расстояния объектива так чтобы фотоаппарат мог сфокусироваться на бокале. На фотоаппарате выставляется мануальный режим съемки, подходящая выдержка, объектив вручную фокусируется на бокале. В бокал наливаем воду, берем всю эту конструкцию в руки примерно как охотник ружье и слегка подбрасываем вверх тот конец на котором закреплен бокал. В момент когда жидкость выплеснется из него нужно сделать снимок. В результате получится примерно то же самое что и на заглавной фотографии к этому посту.

Бокал

А теперь приложите немного фантазии. Доску можно стилизовать под поднос, попросить красивую девушку сыграть роль официантки и вот у Вас уже шикарный кадр в стиле Андрея Разумовского! Кстати, именно благодаря его работам я и познакомился с “заморозкой” жидкости.

Надеюсь информация из этой статьи будет Вам интересна и полезна. Осталось только пожелать Вам творческих успехов!